Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Марина Боровская: «Профсообщества — это ресурс развития образования»

Марина Боровская: «Профсообщества — это ресурс развития образования»
Ректор ЮФУ ответила на вопросы РБК Ростов и рассказала о задачах профессиональных сообществ

23 апреля в Южном федеральном университете состоялся Межрегиональный круглый стол «Совершенствование системы подготовки научно-педагогических кадров: роль профессионального сообщества, механизмы и институты развития». 
В обсуждениях приняли участие председатель Российского профессорского собрания (РПС) Владислав Гриб, руководители региональных отделений РПС, представители сетевых преподавательских сообществ страны.

— Марина Александровна, вы руководите федеральным вузом, являетесь председателем Совета ректоров вузов Юга России, вице-президентом Российского союза ректоров, входите в Совет и Президиум Совета при Президенте РФ по науке и образованию. При этом вы считаете себя управленцем, чиновником от науки и образования или ощущаете связь с преподавательским сообществом?

— Наличие профессиональных сообществ, таких как профессорское собрание, преподавательские сообщества для каждого ректора как руководителя вуза очень важно, потому что их формирование — важный ресурс развития. И, конечно, как ректор я считаю себя членом сообщества, ощущаю связь со своим профессиональным окружением и уверена, что роль профессиональных сообществ будет только возрастать. Квалификационные требования, предъявляемые к ректору вуза, вполне определенно эту связь закрепляют и по формальным признакам- необходимо иметь ученую степень и опыт преподавания.

— Какие задачи, на ваш взгляд, сегодня стоят перед профессиональными сообществами?

— Прежде всего преподавательское сообщество решает задачи по формированию мировоззрения молодого поколения, осознает свою роль в создании гражданского общества.

Сегодня в российском обществе много спорят о том, каким должно быть патриотическое воспитание, как оно должно строиться. Мы же, преподавательское сообщество, осознаем, что важная часть патриотизма — это осознание себя специалистом, которыйпринимает участие в решении задач развития страны, ее экономики, социальных институтов и институтов гражданского общества. Если молодой специалист нашел себя в профессии, считает себя компетентным, ответственным и понимает, что и от его деятельности зависят решения этих стратегических задач, и, главное, если у него есть чувство нравственного долга перед своей страной и ответственность за то, что он делает, то, наверное, он вправе называть себя патриотом.

— Проблемы образования и воспитания, высшего образования и науки сегодня активно обсуждаются. И в массовом сознании уже достаточно прочно закрепились некоторые негативные стереотипы. Как на Ваш взгляд можно это преодолеть?

— Проблемы образования всегда активно обсуждались. Преподаватели высшей школы встречались на конференциях, круглых столах спорили, доказывали свою точку зрения и правоту. И это профессиональное обсуждение, в котором рождалось понимание и истина. Другое дело — обсуждение проблем в широком кругу, когда мы делаем проблему общедоступной и точка зрения профессионалов порой тонет во мнениях всех, кто пожелал по ней высказаться. Это рождает негативные оценки и недоверие ко всему сообществу. Мы должны уметь проявить профессиональную солидарность и знать, что нередко, уступая непрофессиональной критике, мы теряем учебно- методическую связь и мировоззренческое единство.

Сегодня также можно говорить, что нам остро не хватает навыков и умений верифицировать ресурсы. Мы должны научиться этому и научить молодежь верифицировать информационные базы данных, обсуждать профессиональные вопросы в профессиональном сообществе. Только в единении со своими коллегами можно плодотворно работать, пополнять свои знания, уметь защитить свои права и понять обязанности, быть интересными во внешнем окружении.