Решения , Весь мир ,  
0 

Максим Папушенко: Ростовская область может дать туристу все и сразу

Максим Папушенко: Ростовская область может дать туристу все и сразу
Увеличение туристической привлекательности Ростовской области может и должно стать серьезным драйвером для экономики региона в целом. Об этом в интервью РБК Юг рассказал министр экономического развития РО Максим Папушенко.

Максим Валерьевич, когда говорят о туристическом потенциале Ростовской области, чаще всего упоминают сам Ростов, Новочеркасск, чеховские и шолоховские места. Но ведь в регионе много других, не менее интересных мест. Как сделать их более привлекательными для туристов?

Туристская привлекательность любого региона – это оценка потенциальными туристами возможности региона удовлетворить их потребности и узнаваемость на российском и зарубежных туррынках. По поручению Губернатора Ростовской области миниэкономики области разработало комплексный план развития и увеличение турпотока в регион. Этапы этого комплексного плана предусматривают активное продвижение имеющегося турпродукта области и перспективное развитие новых туристских дестинаций на территории всего Донского региона.

Максим Папушенко: Ростовская область может дать туристу все и сразу

Основной турпотенциал Донского края – это богатые исторические, культурные, этнографические традиции. Да, все знают, что главное на Дону – это река Дон, донское казачество, щедрое гостеприимство, просторы заповедных донских степей. Но ведь появляется много нового, о чем нужно постоянно «говорить» по всем медийным каналам воздействия на современного потребителя туруслуг. Особенно это касается мобильных приложений.

По инициативе Губернатора В.Ю. Голубева внедрен уникальный проект – мобильное приложение о туризме Ростовской области с таким родным названием – «Тихий Дон». Портал предлагает всю необходимую для туристов информацию от исторических достопримечательностей до мест, где можно хорошо отдохнуть, вкусно поесть, порыбалить и пр. Приложение удобно для пользования на всех видах современных мобильных устройств. Целевая аудитория – жители Ростовской области, наши земляки, которые проявляют все больший интерес к отдыху на своей малой Родине, также жители других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Здесь у нас есть хорошие предпосылки для роста – ведь Ростовская область предлагает экологически чистый, яркий и вкусный турпродукт, интерес к которому растет.

Эта тенденция подтверждается цифрами. За период с 2010 по 2015 год турпоток вырос на 27%, а численность иностранных туристов увеличилась на 8%. Сегодня область стабильно принимает более миллиона гостей в год.

Экскурсия зарубежных туристов по набережной р.Дон в Ростове
Экскурсия зарубежных туристов по набережной р.Дон в Ростове

Важным фактором роста туристской привлекательности является заинтересованность наших территорий в создании условий для приема туристов. Ведь инфраструктурные вопросы лежат в плоскости земельных отношений и связаны напрямую с активностью включения в процесс создания современных туристских объектов в муниципальных образованиях Ростовской области путем формирования инвестиционных площадок целевого назначения.

Яркий тому пример – станица Романовская в Волгодонском районе, где при поддержке Губернатора Ростовской области с нуля отстроена набережная реки Дон, разбит сквер, введен в эксплуатацию причал. Даже в условиях сложной навигации 2015 года станица Романовская впервые за многие годы приняла 22 теплохода (для сравнения – в 2014г. их было всего пять), на борту которых отдыхало более 3 тыс. туристов, в том числе 120 туристов из Германии и 50 из Турции.

Какие направления туризма сегодня можно назвать наиболее развитыми в регионе?

Ростовская область предлагает туристам путешествия и отдых в традиционных туристских центрах, знаменитых своей историей и этнографией. У всех на слуху наши знаменитые туристские центры: города Азов, Аксай, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог; старинные казачьи станицы – Вёшенская, Старочеркасская, Романовская, Кочетовская, Раздорская, Мелихов-ская, хутора Пухляковский, Погорелов.

В летний сезон традиционно высок спрос на летний отдых в Приазовье, на побережье Таганрогского залива Азовского моря. Неклиновский район в основном специализируется на организации детского отдыха через систему социального страхования, Азовский район на пляжных территориях Павло-Очаковской, Чумбур косы принимает до 90 тысяч человек ежегодно. Заметно вырос спрос и на событийный туризм, который интегрировался в культурно-исторические и этнографические программы приема гостей на Дону. Растет популярность автотуризма, сплавов на плотах по Дону и Северскому Донцу.

Православный праздник в селе Петровка Мясниковского района
Православный праздник в селе Петровка Мясниковского района

На Дону всегда с уважением относились к традициям православия. У нас множество уникальных храмов и святых мест, которые люди с удовольствием посещают. Такие названия как Войсковой Воскресенский собор в ст. Старочеркасской, Патриарший Вознесенский Войсковой Всеказачий собор в Новочеркасске – «Второе солнце Дона» как его называли ранее, Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы и многие другие, а также чудесные живоносные источники, особенно источник Богородицы в с. Петровка Мясниковского района, привлекают большое количество и религиозных паломников, и просто туристов. Все это дает возможности развития религиозного туризма на Дону.

В последнее время всё чаще поступают запросы на комбинированные туры, которые учитывают все запросы современного требовательного туриста.

Максим Валерьевич, Вы ранее упомянули о том, что растет число желающих приехать в Ростовскую область на отдых. Готов ли региональный туррынок ответить на этот вызов? Какова динамика его развития?

На протяжении последних трех лет турпоток Ростовской области стабильно составляет более 1 млн. человек в год, при этом около 255 тысяч человек – самодеятельные туристы, которые как раз предпочитают отдых на Таганрогском побережье Азовского района, по берегам реки Дон и её многочисленных притоков, посещают с удовольствием крупные туристские событийные мероприятия.

Туррынок Ростовской области достаточно развит. Это более 800 субъектов, включая 495 средств размещения и 316 турфирм, из них 67 – туроператоры по внутреннему туризму. Мы готовимся принимать игры чемпионата мира по футболу в 2018 году, поэтому обязаны обеспечить достаточное количество и хороший уровень сервиса в сфере гостеприимства.

В этом году проведена обязательная классификация гостиниц, а это значит качество сервиса соответствует заявленным категориям гостиниц. Область активно участвует в конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии в индустрии туризма – 2016» Ростуризма. Два представителя в номинациях «Лучший экскурсовод (гид)» и «Лучший менеджер по въездному и внутреннему туризму» прошли в федеральный этап конкурса, результаты которого будут подведены в конце ноября.

Кроме того в помощь нашим туроператорам и то, что основные туристические объекты расположены относительно недалеко, в радиусе 100 км от областного центра. Современный турист хочет все и сразу, и мы готовы ему это предложить – за короткое время побывать в эногастрономических, этнографических или археологических турах, совершить экскурсионные поездки по донским святыням, пройти по военно-патриотическим или экологическим маршрутам.

Подобные виды туризма предполагают наличие кемпингов, желательно с современной инфраструктурой. Есть ли они в Ростовской области?

С учетом спроса на внутренний туризм и увеличением числа автотуристов, путешествующих через Ростовскую область на южные курорты, кемпингов у нас не хватает. Без них мы теряем транзитных туристов. Это очень перспективное направление для инвесторов, и здесь нам еще предстоит поработать.

Туристы на берегу Дона
Туристы на берегу Дона

В Ростовской области создается территориальный винный кластер, в котором есть и туристическая составляющая. Каковы перспективы развития «винного» туризма в регионе?

Донские вина – это уже достаточно узнаваемый продукт на мировом рынке, получивший признание на ведущих специализированных выставках во Франции, Италии, Германии. Географическое указание «Долина Дона» стало модным брендом среди ценителей этого уникального напитка.

В этой связи в области достаточно быстро приживаются и развиваются эногастроноческие туры. Интерес к ним связан, прежде всего, с культурой виноделия, которое является одной из самых давних и красивых традиций Донского края. Нашим гостям предлагаются два основных направления винных туров: в сторону поселка Эльбузд в Азовском районе с заездом по пути в Азов и в сторону поселка Саркел в Цимлянском районе, включая посещение этнографических объектов Усть-Донецкого района и виноделен Мартыновского и других сопредельных районов.

Донские вина сегодня – узнаваемый продукт на мировом рынке
Донские вина сегодня – узнаваемый продукт на мировом рынке

Для продвижения традиций виноградарства и виноделия Дона с 2008 года при поддержке, в том числе финансовой правительства области, в хуторе Пухляковском Усть-Донецкого района проводится фестиваль «Донская лоза». В этом году его посетило около 10 тысяч человек, включая организованные туристские группы. В целях создания гастрономического имиджа региона один из признанных туристских центров Ростовской области – город Азов, вошел в международное движение «SlowFood» («Неспешная еда») и в 2017 г. планирует участвовать в Международной выставке «SlowFood» в Италии.

Готов ли бизнес Ростовской области инвестировать в туризм? И возможно ли государственно-частное партнерство при реализации проектов в этой сфере?

Туриндустрия во многих регионах является привлекательным сегментом для инвесторов. Но в связи с экономической ситуацией интерес инвесторов к большим проектам несколько сместился в сторону более быстроокупаемых. В Ростовской области это инвестиции в городские парки и набережные и передача этих объектов в концессию. Например, строительство «Колеса обозрения» в Парке революции в Ростове (аттракцион высотой 65 м был открыт в сентябре 2016г, ростовское «Колесо» стал вторым по высоте в России) – это пример инвестиций в туристическую привлекательность города?

Инвестировать можно и в большие инфраструктурные проекты, и в проекты отдыха, развлечения, аттракционы. Наша задача заинтересовать бизнес в создании интересных аттракций в наших городах – быть в тренде с ведущими мировыми туристскими «магнитами». Практически во всех таких местах есть узнаваемые всеми туристами мира двухэтажные красные автобусы, предлагающие сити-туры. Возможно, для Донского края это могут быть прогулочные аттракционы на конных упряжках, пролетках, каретах в старом центре Ростова «купеческого», Таганрога, Азова и пр.

Примеры инициативы бизнеса у нас есть. Так, в Каменском районе создан парка «Лога». Местный предприниматель Сергей Кушнаренко на площади 16 га за счет собственных средств создал великолепный ландшафтный парк. Сегодня это популярное место отдыха – кстати, вход в парк бесплатный. За четыре с лишним года о существовании этого ландшафтного чуда узнали не только жители Ростовской области. Сейчас сюда в выходные и праздничные дни съезжаются гости из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов. В этом году в дни масленичных гуляний парк принял 30 тысяч посетителей. В ближайших планах предпринимателя – создание гостиницы на 60 мест, экспозиционного комплекса «Казачья станица» и аквапарка. Губернатор области Василий Голубев принял решение поддержать начинание, профинансировав строительство дороги к парку.

Такие проекты формируют общее впечатление о Ростовской области, создают тонкие настройки туристической привлекательности. Конечно, есть идеи и пожелания, как развивать регион в части больших проектов.

Не последнюю роль при выборе маршрута играет наличие развитой транспортной инфраструктуры. Насколько эти вопросы решены в Ростовской области?

Самый крупный инфраструктурный проект, который реализуется сейчас в регионе – строительство нового аэропорта, рассчитанного на пассажиропоток в 5 млн человек в год. Благодаря этому у нас появятся новые направления – не только внутрироссийские, но и международные, мы сможем принимать на Дону туристов почти со всего мира.

Не стоит забывать и о новых дорогах, развязках, мостах, которые сегодня активно строятся в Ростовской области. Один из примеров – новая трасса Ростов-Азов, которая уже позволяет быстро и без пробок добираться на Павло-Очаковскую косу, да и в сам Азов. Я думаю, поток туристов выходного дня в этом направлении в ближайшее время увеличится в разы.

Еще один важный фактор – это появление информационной инфраструктуры или размещение указателей и средств навигации. Такая задача перед нами стоит, и мы ее решаем. Ряд территорий уже начали эту работу – в Азове, Ростове-на-Дону, в Аксайском и Азовском районах появились оформленные в едином стиле указатели, которые помогают туристам на дороге. На сегодняшний день этого недостаточно. Поэтому в следующем году мы планируем закрыть этот вопрос на 100%.

Кроме того важно обеспечить путевой информацией всех транзитных автотуристов. В наших планах установить также наружную баннерную рекламу лучших туристских «магнитов» на федеральных трассах, начиная с территорий Московской, Липецкой, Тульской областей и повсеместно в Ростовской области.

Информационная составляющая, агрессивная реклама туристских возможностей Ростовской области сегодня играет решающую роль в конкуренции за туриста. Поэтому в продвижении донского турпродукта будут использоваться все виды СМИ от федеральных до теле-, радио-, Интернет-ресурсов в субъектах, генерирующих турпоток к нам в область. Учитывая протяженность Ростовской области в качестве транзитного коридора на Юг России мы будем использовать всю имеющуюся придорожную инфраструктуру, включая АЗС, а также рекламу на транспорте.

Сегодня мало создать хороший продукт, в том числе туристический – чтобы он стал востребованным на рынке, его необходимо продвигать. Что делается для популяризации туристического потенциала региона в России и за ее пределами?

Мы активно используем различные маркетинговые ресурсы – участвуем в выставках – «Интурмаркет» в Москве и «Мир без границ» в Ростове-на-Дону, проводим инфотуры, привлекаем крупные тематические издания и известные туристские сайты. Сейчас завершается работа над созданием иностранных версий портала «Донской туризм». С 2017 года его информационные разделы будут представлены на английском, французском, немецком и итальянском языках. Также мы оказывается содействие любым инициативам продвижения донского турпродукта на частных Интернет-ресурсах.

Еще раз повторюсь – мы возлагаем большие надежды на современные носители информации, мобильные приложения, такие как портал туризма Ростовской области «Тихий Дон». Приветствуется активное участие всех жителей нашего края, чтобы власть могла точно знать каким должен быть Донской туризм. Сегодняшняя работа – начало большого пути, который нам предстоит пройти вместе, и мы к этому готовы.