Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Российским виноделам пообещали новые виды господдержки

Российским виноделам пообещали новые виды господдержки
Минсельхоз РФ начал подготовку к разрабатке стратегии развития виноградарства и виноделия в стране. Концепция документа будет представлена в мае-июне. Она предполагает, в том числе, ввод новых видов господдержки

Как заявил заместитель директора ФГБУ «Спеццентручет в АПК» (структура Минсельхоза РФ) Александр Иванов в рамках Международной выставки «Винорус. Винотех» (проходит в Краснодаре 26-28 апреля), концепция развития виноградарства и виноделия в РФ на 2016-2020гг. и плановый период 2021-2025гг. будет представлена для публичного обсуждения в мае-июне этого года.

Президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович заметил, что стратегия развития остро необходима отрасли. "В Минсельхозе 1-1,5 месяца назад очень конструктивно отнеслись к тому, что нам нужна стратегия. Для нашего продукта — винограда и вина — нужно видение развития на 10-20, а может и на 30 лет вперед. И сейчас ведомство начало разработку концепции развития отрасли: это документ, который будет предшествовать стратегии", — объяснил Попович.

Основная цель концепции, продолжил Иванов — разработать эффективную государственную политику для развития отрасли. По его мнению, главное, что сейчас мешает развитию виноградарства, это нехватка российского посадочного материала, отсутствие питомниководческой базы, низкий уровень господдержки, неразвитая инфраструктура, а также высокий физический и моральный износ оборудования.

К проблемам второго порядка он отнес низкий спрос на отечественные сорта столового винограда, слабую научную базу и нехватку кадров для отрасли.

Отдельно в концепции будут выделены проблемы виноградарства в Крыму: это территориальная обособленность, отсутствие стабильных источников воды, сложность с землей и изолированность полуострова от иностранных инвестиций.

Российский рынок вина в цифрах (на конец 2015г.)

Структура площадей виноградников: общая площадь — 85,1 тыс. га

СКФО — 32,2 ЮФО — 30,1 КФО — 21,6 Прочие — 1,2

Валовой сбор винограда — 475,2 тыс. тонн (в целом в РФ). По округам:

ЮФО — 197,5 СКФО — 194,6 КФО — 71,8 Прочие — 11,3

Структура внутреннего производства винодельческой продукции в 2015г. (без виноматериалов и дистиллятов): вино — 39,9 млн дал (45,7%), винные напитки — 23,8 млн дал (27,2%), игристое вино (шампанское) — 16 млн дал (18,3%), коньяки — 7,7 млн дал (8,8%). Всего — 87,5 млн дал.

Данные: ФГБУ «Специализированный центр учета АПК»

Что касается непосредственно виноделия, сдерживающие факторы здесь во многом вытекают из проблем виноградарства. К ним Иванов отнес, прежде всего, высокую зависимость от импорта виноматериалов и низкую культуру потребления вина. Также налицо неразвитость бренда российских вин, несовершенство законодательства и отсутствие отраслевого закона. Решить эти проблемы и призвана стратегия развития виноградарства и виноделия в РФ, в основу которой должна лечь обозначенная выше концепция.

Однако, как отметил Иванов, мало прописать законодательные инициативы, нужно научиться их выполнять. "Обосновывать объемы господдержки мы научились, а вот осваивать их - пока нет", — отметил Иванов. В пример он привел плановый показатель закладки виноградников на 2015г. Площадь закладки по стране должна была составить 21,8 тыс. га за 2013-2015гг. Однако показатель составил всего 11,8 тыс. га, то есть отклонение от плана 45,9%. Одна из причин кроется в том, что виноградари не смогли освоить выделенные государством деньги.

Государственная поддержка винорадарства и виноделие в РФ. Данные: ФГБУ "Спеццентручета в АПК"
Государственная поддержка винорадарства и виноделие в РФ. Данные: ФГБУ "Спеццентручета в АПК"

Несмотря на это Минсельхоз планирует к существующим 4 видам господдержки виноградарства и виноделия (субсидии на затраты по закладке и уходу за виноградниками, созданию питомников и по краткосрочным и инвестиционным кредитам) добавить еще столько же видов госпомощи.

В частности, планируется субсидировать часть затрат на раскорчевку виноградников, создание и модернизацию мелиоративных систем, уход и закладку виноградников в питомниках и на закупку техники и оборудования.

Однако по мнению самих участников рынка, обозначенные проблемы далеко не единственные, которые необходимо решить для дальнейшего развития отрасли. По мнению руководителя управления по виноградарству и виноделию Краснодарского края Олега Толмачева, необходимо создать условия для комфортной продажи конечного продукта. Сейчас она находится в ведении Росалкогольрегулирования, которое, по словам Толмачева, значительно затрудняет задачу.

С ним согласен и председатель НП СРО "Виноградари и виноделы" Николай Пинчук. "Раз уж вино признали сельхозпродуктом, то все вопросы, с ним связанные, в том числе и регулирование, должны перейти в ведомство министерства сельского хозяйства", — заявил эксперт.

Кроме того, по словам Толмачева, в отрасли есть и другие не менее важные проблемы. Например, высокие цены на получение лицензий. "Пошлина за получение лицензии на производство спиртованных вин — 9,5 млн руб. Это заградительная цена. Мы таким образом почти теряем целый блок хороших вин, таких как мускаты и кагоры. Ситуация с коньячными пошлинами еще хуже: 9,5 млн руб. за дистиллят и еще 9,5 млн руб. за коньяк. Решение этих проблем изматывает отрасль, не дает ей развиваться дальше", — рассказал чиновник.

Динамика развития виноделия в РФ за 2010-2015гг. Данные: ФГБУ "Спеццентручет АПК"
Динамика развития виноделия в РФ за 2010-2015гг. Данные: ФГБУ "Спеццентручет АПК"

Также участники рынка продолжают настаивать на том, что виноделам нужен отдельный отраслевой закон. Напомним, сейчас деятельность виноделов регулируется федеральным законом "О госрегулировании алкогольного рынка" (171-ФЗ). Однако производители настаивают, что выпуск винодельческой продукции существенно отличается от других алкогольных напитков. Значит, должна быть разница и в подходах регулирования.

По словам депутата Госдумы РФ Владимира Машкарина, такой закон уже несколько раз вносился парламентом на рассмотрение, но терялся в кабинетах администрации президента. "Я считаю, что надо бороться за отдельный закон для виноделов", — уверен Машкарин.

Тем временем, не дожидаясь решений на федеральном уровне, региональные власти сами стараются предпринимать попытки развития отрасли. Например, в Ростовской области с прошлого года при поддержки региональных властей формируется винный кластер "Долина Дона".

Как отметила директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова, в кластер уже входят 15 участников, среди которых производители вина и комплектующих, научные учреждения и банки. Также разработан ряд маршрутов винного туризма в регионе. Донские власти отмечают, что будут оказывать участникам кластера поддержку на региональном и попытаются выйти на федеральный уровень.

В то же время председатель совета ассоциации "Союз виноградарей и виноделов Дагестана" Загирбек Таибов напомнил, что не смотря на имеющиеся проблемы, в последнее время произошли важные для отрасли изменения.

По его словам, еще несколько лет назад виноделы лишь мечтали о том, чтобы вино было признано сельхозпродуктом, а также о винах защищенного географического указания. "Сейчас это все хоть и не быстро, но появляется, разрабатывается стратегия. Это долгий путь, но позитивные изменения уже видны", — сказал он.