Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Эксперт: на строительный рынок можно заходить и в период падения

Директор ООО «Выставка недвижимости «Ярмарка жилья» Евгения Шумейко
Директор ООО «Выставка недвижимости «Ярмарка жилья» Евгения Шумейко (Фото: пресс-служба)
Президент МПОО «Законное жилье», директор ООО «Выставка недвижимости «Ярмарка жилья» Евгения Шумейко рассказала в интервью ИА РБК-Юг, почему застройщикам в кризис важно участвовать в выставках.

Евгения, прошедший 2015г. стал переломным для строительной отрасли региона. Впервые за несколько последних лет был отмечен серьезный спад объема строительных работ и замедление темпов ввода жилья. При этом многие стройкомпании стали искать новые каналы продаж жилой и коммерческой недвижимости. Параллельно можно отметить активную выставочную деятельность в этом секторе. На ваш взгляд, участие в выставках сегодня - это роскошь или реально работающий канал сбыта?

Наша «Ярмарка жилья» проходит в Краснодаре уже третий год и в шестой раз, и с каждым разом мы наблюдаем тенденцию к увеличению как числа участников, так и общей площади размещения строительных компаний. Осенью 2015 года мы поменяли площадку и партнера, так как прежнее место проведения выставки уже не удовлетворяет высоким запросам и требованиям участников. Сегодня игроки строительного рынка стали более профессиональны не только в презентации своих объектов, но и в целом в маркетинге. Теперь «Ярмарка жилья» встречает горожан и гостей города в новом международном выставочном центре «Экспоград Юг». Поэтому об эффективности «Ярмарки жилья» можно говорить именно по постоянному растущему количеству компаний участников и конечно же по количеству посетителей. На «юбилейной» выставке недвижимости их было около 10 000. Естественно, это не только количественный, но и качественный показатель эффективности и результативности мероприятия. Причем по всем рейтинговым показателям, выставки являются одним из самых работающих инструментов продаж. Как я всегда говорю, «Ярмарка жилья» - это то место, где совершаются сделки «глядя в глаза».

Застройщики отмечают, что местный рынок сегодня "спасают" мигранты из других регионов (по отдельным объектам это 30-70% всех покупателей). Как эта тенденция отражается на выставках недвижимости: приезжают ли в Краснодар участники из других регионов? Если приезжают, то для чего: купить или продать?

Если брать статистику 2013-2015 годов, то здесь да, показатели миграции были очень высоки и львиную долю сделок «закрывали» приезжие и мигрирующие потоки населения в наш город и регион в целом. Это очень заметно было и по нашей выставке, по результатам анкетирования при регистрации. Многие гости города специально подгадывали и планировали отпуска с целью приезда на ярмарку для выбора необходимого объекта недвижимости. Что касаемо этого года, то ситуация пока не ясна, и думаю, о тренде можно будет говорить после проведения выставки, которая пройдет в «Экспоград Юг» с 18 по 20 марта. Нужно сказать о том, что мы проводим активную рекламную кампанию во всех регионах России, которые попадают в предоставленную нам статистику по миграционным потокам в край. То есть мы приглашаем на «Ярмарку жилья» именно те регионы, из которых отмечен максимальный переезд за прошедший год.

Вы поддерживаете активные связи с организаторами выставок недвижимости в других городах РФ. Насколько сегодня местные застройщики готовы выезжать туда, чтобы предлагать свой продукт? И насколько такие выездные формы продвижения вообще результативны?

Эта идея продвижения была придумана нами еще в конце прошлого года, проект так и назывался: «Выездная Ярмарка жилья. Но после того, как мы побывали на некоторых выставочных площадках в других регионах, мы поняли, что это совершенно неэффективный инструмент. Во-первых, он очень затратный, границы нашей родины настолько широки, что перелет и все расходы объективно не оправданы. Во-вторых, доверие к приезжим компаниям из другого региона на порядок ниже. В-третьих, как показала практика, все активные желания приобрести недвижимость в Краснодарском крае после общения со строительной компанией в другом регионе заканчиваются, как правило, после прихода домой и общения на «семейном совете», когда принимается решение поехать и все увидеть своими глазами.

Многие эксперты говорили о том, что в 2015г. строительный рынок "очистится" от мелких и нерадивых застройщиков, которые просто не выдержат конкуренции на фоне падающего спроса. Уйдут и законопослушные компании, которые вовремя не сформировали "подушку безопасности". Если проанализировать участников вашей выставки, можно ли говорить о каком-то сокращении количества компаний на рынке? Появились ли новые заметные игроки?

Как я уже сказала, участников выставки с каждым годом становится все больше, поскольку выставка недвижимости показывает реальную эффективность как инструмент продаж. К числу участников присоединяются и компании из других городов и даже регионов России. Уже не в первый раз у нас принимают участие компании из Крыма, Санкт-Петербурга, Москвы. Есть целая секция курортной и зарубежной недвижимости.

Что касается мелких игроков, то здесь о «выходе с рынка» говорить очень сложно, потому как на каждый товар есть свой покупатель. Сегодня строительные компании предлагают все больше дополнительных услуг новым владельцам квартир, дополнительных сервисов по обслуживанию, продают квартиры с ремонтом, с интернетом и прочее. Продажа – это очень тонкий инструмент и здесь значительную роль играет не столько глобализация компании-застройщика, сколько его управленческая эффективность, правильное распределение рекламного и маркетингового бюджета и конечно же опыт работы персонала. В эпоху кризиса возникает борьба профессионализма и умов, и уходит со сцены необдуманная трата денег.

Что касается новых игроков, то да, они как появляются, так скорее всего и будут появляться. А когда еще заходить на рынок, если не в период падения? Именно в это время можно раскрыть весь свой потенциал и все свои возможности.

На ваш взгляд, изменилась ли как-то структура предложения, которое девелоперы сегодня предлагают покупателям? Есть мнение, что сейчас как и раньше востребован эконом-класс, и отдельные предложения качественного и дорогого жилья. При этом средний класс или так называемый комфорт-класс "проваливается". Люди стараются покупать меньше квадратов, дальше от центра, но дешевле. Застройщики на изменение спроса как-то отреагировали?

Массовый рынок предложений комфорт-класса, действительно, немного пошатнулся. Но это скорее не из-за падения спроса, а из-за его перенасыщения, а может и стечение обоих этих факторов. Но ведь опять же, четкой границы классности у нас не существует, кто его определяет? Скорее произошло перенаправление позиционирования предложений, ведь когда-то и само понятие комфорт-класс было введено как маркетинговый ход отстройки от конкурентов. Я думаю, рынок сейчас быстро перестроится. Тем более вносятся изменения и в постановления, и в законопроекты об улучшении социальной инфраструктуры комплексов и в целом по комплексности застройки в городе. В связи с этим двигаясь параллельно застройщки будут априори изменять классность объектов.

В марте также пройдет выставка коммерческой недвижимости REEK. Насколько этот рынок пострадал от кризиса? Как это отразилось на выставочной активности участников рынка?

REEK впервые будет проведен в Краснодаре – это новый наш проект, который предполагает презентацию объектов коммерческой недвижимости, земель различного назначения, инвестиционных проектов, промышленных и сельхозобъектов. Площадка заявлена как нечто среднее между «Ярмаркой жилья» и Инвестиционным форумом в Сочи. Здесь мы попытались охватить все предложения по инвестициям для среднего и малого бизнеса. Вот именно кризисный период и стал толчком для ее создания, ведь рынок коммерческой недвижимости сейчас полон предложений, но инвесторы как из нашего региона, так и из других городов России не понимают, где об этих предложениях можно узнать, где встретиться, где пообщаться, как действовать в эпоху новых реалий.

Какие ключевые темы планируется рассмотреть в рамках деловой программы REEK?

В рамках выставки коммерческой недвижимости будет проведено много семинаров как по вопросам антикризисного управления бизнес и торговыми центрами, так и гостиницами, отелями, ресторанами и в целом курортной недвижимости. На сегодняшний день мы уже располагаем огромной базой предложений по продаже объектов на побережье, промышленных объектов, торговых центров. Будут рассмотрены вопросы по аренде, по позиционированию арендных отношений, современные технологии управления бизнес центрами, сокращение издержек управляющими и девелоперскими компаниями, представим эффективные каналы для продвижения, базы, справочники, СМИ, порталы и тд. На семинары нами приглашены специалисты по управлению коммерческой недвижимости.

Также в рамках деловой программы пройдет пленарное заседание «Развитие рынка коммерческой недвижимости: как ответить на новые вызовы». Здесь в первую очередь мы хотим обсудить стратегию развития рынка коммерческой недвижимости в новых экономических условиях. Представить бизнес-кейсы (стратегии и практики), успешно реализованные в период предыдущих и нынешнего кризиса.

Напомню, мероприятие пройдет с 18 по 20 марта в Выставочно-конгрессном комплексе «Экспоград Юг». Бесплатный билет на «Ярмарку жилья» можно получить на сайте expo-estate.ru. А бесплатный билет на REEK на сайте reek-expo.ru