Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Глава «Винодельни Ведерниковъ»: "Мы сделали донской виноград модным"

Руководитель ООО "УК «Донвинпром»" Валерий Тройчук
Руководитель ООО "УК «Донвинпром»" Валерий Тройчук (Фото: пресс-служба)
Руководитель ООО "УК «Донвинпром»" (ТМ «Винодельня Ведерниковъ») Валерий Тройчук рассказал в интервью ИА "РБК-Юг", почему компания не использует импортных виноматериалов, но предпочитает французские бочки.

ООО "УК «Донвинпром»" (принадлежит ПАО "Абрау-Дюрсо") управляет «Миллеровским винзаводом» в Ростовской области. Выпускает вина под торговыми марками «Винодельня Ведерниковъ» и "Винный квартал". Хозяйство компании расположено в Ростовской области (основанный в 1928г. Миллеровский винзавод и около 1 тыс. га земли, пригодной для выращивания винограда). Сейчас виноградники разбиты на площади 150 га.

Валерий Владимирович, по некоторым прогнозам, Россия в 2015г. потеряет до 20% урожая винограда из-за плохих погодных условий в начале года, что приведет к увеличению закупок импортного виноматериала. Как отреагировали на непогоду ваши главные сорта, в том числе "Красностоп золотовский"?

Для нашего региона морозные зимы не редкость. И что бы сохранить виноградники, мы каждый год укрываем их под землю. У нас есть небольшие участки виноградников которым не требуется эта процедура, в этом году в течении двух дней температура опускалась ниже 28 мороза и это серьёзно повлияло на количество урожая именно на этих участках. А в целом ожидаем урожай на уровне прошлых лет.

Что касается Красностопа золотовского, он хорошо перезимовал, впрочем, как и всегда, и мы ожидаем от него качественного винограда.

На юге нашей страны виноградники не укрывают на зиму под землю и для них сильные морозы, конечно же, страшны. Будут ли наши Краснодарские коллеги приобретать виноматериал из-за рубежа? Возможно, если его стоимость будет конкурентной из-за высокого курса валют.

Какие планы у вас по объему выпуска вин в текущем году? Какая динамика ожидается к 2014г.?

На протяжении последних трёх лет мы сохраняем объемы производства приблизительно на одном и том же уровне. У нас не менялись существенно площади виноградников, мы ежегодно собираем около 800 тонн винограда, урожайность составляет примерно 55 центнеров с гектара. Если говорить о нашей премиальной линейке «Винодельня Ведерниковъ», под этой маркой мы производим порядка 200-250 тыс. бутылок. В массовом сегменте, под брендом «Винный квартал», планируем в этом году разлить порядка 600 тыс. бутылок. Примерно такие же планы и на следующий год.

Планируете ли вы увеличивать площади виноградников в ближайшее время? На какие сорта будете ориентироваться прежде всего?

У нас в планах стоит ежегодная посадка виноградников в количестве 30-40 гектаров. Всё зависит от того, сколько удастся заготовить черенков и вырастить саженцев винограда. В долгосрочной перспективе планируем довести общую площадь виноградных насаждение до 300-350 га. Основную ставку мы делаем на наши автохтонные сорта: Красностоп золотовский, Сибирьковый, Цимлянский черный.

А импортные виноматериалы вы закупаете?

Импортных материалов у нас нет в принципе. У нас есть небольшие потребности в красных винах для ТМ «Винный Квартал», мы закупаем их у наших коллег на Ставрополье и Тамани.

В чем вообще состоит разница между импортными и отечественными виноматериалами?

А в чем разница между местными помидорами и турецкими или азербайджанскими? Все, что выросло здесь, для нас, жителей этой местности, наше домашнее, всегда будет вкуснее импортного. Тоже самое и с вином. «Винодельню Ведерниковъ» мы делаем исключительно из нашего винограда. И качество наших вин напрямую зависит от погодных условий текущего года. Вот например в 2013 году, если помните, сентябрь и октябрь были очень дождливыми, за два месяца выпало полугодовое количество осадков. Вина 2013 года были «водянистыми». В этом году, как и в прошлом, осень выдалась замечательная, и нам удалось вырастить замечательный виноград и сделать прекрасные вина.

Сейчас многие говорят, что заметно вырос спрос на российские вина. Вы заметили рост спроса на свою продукцию?

У нас спрос растет постоянно на протяжении последних нескольких лет. Если говорить о вине, которое продаётся под ТМ «Винодельня Ведерниковъ», то в 2013 году мы реализовали где-то 90 тысяч бутылок, в 2014-м – около 150 тысяч, а в этом ожидаем где-то 230 тысяч бутылок. То есть раньше мы производили вина больше, чем могли продавать. Сегодня мы продаем столько, сколько можем произвести.

Конечно в последние годы возрастает интерес к винам, произведённым в России, и в этом есть и наша заслуга. Начиная с 2005 года мы стали производить премиальные вина и с каждым годом улучшаем их качество, что подтверждают многочисленные серебряные и золотые медали международных дегустационных конкурсов. Расширяется как география мест продаж, так и количество наших поклонников.

А если говорить о рынке в целом — как, по вашим наблюдениям, меняется отношение к российскому вину?

В 2005 году мы были практически единственной компанией, производящей вина премиум-сегмента. Но как гласит старая истина: «Спрос рождает предложение». За последние 5-6 лет в нашей стране стало «модно» заниматься виноделием, и сегодня уже с десяток компаний вложили огромные инвестиции в винную отрасль и стали производить премиальные вина.

Что изменилось, на ваш взгляд, в винодельческой отрасли за последний год, после ввода Россией контрасанкций и общего курса на импортозамещение?

В виноделии за один год радикально ничего изменить невозможно, это слишком малый срок. Виноград растет от 4-5 лет. Поэтому говорить о каких-то изменениях, которые произошли из-за ввода санкций, очень рано. Даже если мы захотим резко увеличить площади виноградников, первых результатов надо будет ждать 5-6 лет. Если говорить конкретно о нашей продукции, то санкции вряд ли как-то повлияли на ее востребованность. Потому что мы на протяжении 10 лет только и делали, что улучшали качество нашего вина. Убеждали всех, что мы честные производители, что хотим предложить качественный российский продукт, который стоит дешевле импортного. И убедили.

Потребитель всё больше и больше узнает нас, и есть люди, которые перестали пить импортные вина, когда попробовали наши. И с санкциями это никак не связано. Понимаете, 10 лет назад про Красностоп золотовский никто не слышал. А теперь нам говорят: «Ну конечно, у вас же есть модный Красностоп!». Конечно, он у нас есть, потому что это мы его сделали «модным»! Это действительно уникальный сорт. Вина из него нравятся абсолютно любому человеку – и знатоку, и тому, кто вообще ничего не понимает в вине.

А как отразились на российских виноделах изменения в законодательстве, призванные поддержать отрасль? Вы ощутили какие-то реальные перемены?

Реально мы ничего пока не ощутили. Есть один фактор, который сильно и негативно влияет на нашу работу - это система ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система, предназначена для государственного контроля за объёмом производства и оборота этилового спирта, – прим. ред.). Многие не понимают, что в ней нам так мешает. Во-первых, очень дорого обходится ее содержание, оборудование, программное обеспечение, обслуживание и т.д. За все это платим мы, и получается, что государство контролирует нас за нас же счет. И при этом эта система, к сожалению для нас, легальных производителей, не гарантирует покупателям, что он покупает легальный продукт. И в итоге на рынке действительно много нелегальной продукции, особенно это касается водки – тот, кто хочет делать контрафактную продукцию, тот все равно ее делает.

Сейчас ведутся разговоры о том, чтобы контролировать производство в виноградарстве и виноделии отдельным законом, вывести вино из-под понятия «алкогольная продукция». Вино ведь по большому счету не столько алкоголь, сколько продукт питания, его пьют для того, чтобы было вкусно и как фермент для пищеварения...

Как в таком случае можно регулировать объемы производства вина и противостоять контрафакту на этом рынке?

Все достаточно просто. Вот у нас есть 160 га виноградников, есть данные по средней урожайности данного сорта в данной местности. Мы можем собрать определённое количество винограда и сделать из него определённое количество бутылок вина, подать декларацию на этот объём и попросить нам выдать на этот объем необходимое количество акцизных марок. И все, больше ничего не нужно! Ни затрат, ни ошибок системы – а она, поверьте, тоже ошибается, за что нас сильно штрафуют. Не будет споров с «Росалкогольрегулированием» и так далее.

Вы планируете какую-то модернизацию производства, приобретение нового оборудования?

Оборудование необходимо и оно приобретается постоянно. В этом году приобрели четыре новые емкости, необходимые для того, чтобы провести процесс брожения красных вин – винификаторы. В конце сентября получили новые бочки из Франции для выдержки в них Красностопа золотовского.

Почему именно из Франции? В России нет бочек для изготовления вина?

В России нет производителей с тем опытом и знаниями в изготовлении бочек, которые есть во Франции. Когда учитывается качество растения, из которого делается бочка, когда на протяжении столетий опытным путем определялись те участки гор и лесов, на которых растет наиболее подходящий для бочек дуб. Он должен 3-4 года лежать на открытом воздухе, расколотый на определенные размеры – так происходит процесс созревания танинов и одновременно его сушка и т.д. Очень много нюансов, требуется очень большой опыт, знания и традиции.

Какие главные проблемы, на Ваш взгляд, сегодня испытывает винодельческая отрасль в России?

Одна из основных проблем – это катастрофическая нехватка квалифицированных кадров для выращивания винограда. Здесь очень много ручного труда, и это действительно большая проблема. Мало кто готов работать по 7-8 часов на открытом воздухе, причем практически круглый год. У нас виноградари в отпуск ходят каждый год с 29 декабря до середины февраля. В остальное время они работают на воздухе. И этой работе ведь ещё нужно научиться! Эту работу нужно любить, понимать, знать, и быть в хорошем настроении, особенно когда идёт обрезка винограда.

Второе, это абсолютное отсутствие производителей оборудования для виноделия, да и для виноградарства, в нашей стране.

Кстати, если говорить о преимуществах зарубежного виноделия над отечественным, то во всех странах, производящих вино, эта отрасль получает дотации и субсидии от государства. Причём получают тем больше, чем больше вывозят продукции на экспорт. Потому что это очень социальная отрасль, в ней много ручного труда и соответственно задействовано в процессе много жителей сельской местности. У нас же сейчас государством субсидируется не более 25% затрат на посадку и уходные работы, до вступления винограда в плодоношение. Именно поэтому, на мой взгляд, зарубежные производители намного конкурентноспособнее российских виноделов.

Проблемы и перспективы отечественного виноделия обсудят в рамках юбилейного V «Всероссийского Саммита виноделов – 2015», который пройдет 17 октября в Абрау-Дюрсо. ИА «РБК-Юг» - официальный информационный партнер Саммита.